Риза и Хитон Спасителя
Сост. О. Дяченко, 17 Апреля 2012 г.
Нам известно, что у Господа было всего две одежды - верхняя и нижняя. Верхняя - это как будто та самая Риза, подобная плащу, которая была разорвана воинами на части. А Хитон - это скорей всего нижняя одежда, которую носили на теле. Этот не сшитый Хитон соткала Своему Сыну Сама Матерь Божия и именно об этом Хитоне повествуется в Евангелии, что его не решились разодрать даже воины, распинавшие Спасителя.
В наше время почему-то очень часто путают Хитон и Ризу, ошибочно называя то одно, то другое одинаковым словом.
Вот как об этом повествует апостол и евангелист Иоанн (19, 23-24) - текст привожу по гречески (язык оригинала), по церковно-славянски и в русском переводе:
«23 Οἱ οὖν στρατιῶται ὅτε ἐσταύρωσαν τὸν Ἰησοῦν, ἔλαβον τὰ ἱμὰτια αὐτοῦ καὶ ἐποίησαν τέσσαρα μέρη, ἑκάστῳ στρατιώτη μέρος, καὶ τὸν χιτῶνα. ἦν δὲ ὁ χιτὼν ἄραφος, ἐκ τῶν ἄνωθεν ὑφαντὸς δι᾽ ὅλου. 24 εἶπαν οὖν πρὸς ἀλλήλους, Μὴ σχίσωμεν αὐτόν, ἀλλὰ λάχωμεν περὶ αὐτοῦ τίλος ἔσται᾽ ἵνα ἡ γραφὴ* πληρωθῇ [ἡ λέγουσα], Διεμερίσαντο τὰ ἱμὰτιά μου ἑαυτοῖς καὶ ἐπὶ τὸν ἱματισμόν μου ἔβαλον κλῆρον. Οἱ μὲν οὖν στρατιῶται ταῦτα ἐποίησαν».
«23 Воини же, егда пропяша Иисуса, прияша ризы Его, и сотвориша четыре части, коемуждо воину часть, и хитон. Бе же хитон не швен, свыше исткан весь. 24 Реша же к себе: не предерем его, о метнем жребия о нем, кому будет: да сбудется Писание* глаголющее: разделиша ризы Моя себе, и о иматисме Моей меташа жребия. Воини же убо сия сотвориша».
«23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. 24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании*: разделили ризы Мои между собою и о одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины».
В наше время известно всего три одежды Спасителя:
1) Хитон на юге Франции (согласно свидетельству Мехилюд Фурли Лемберг - директора реставрационной мастерской Бернского Музея античного искусства) – это хитон Христа – мальчика. Размер его – размер одежды подростка.
2) В Грузии сохранялась Риза Господня - одна из частей одежды Господа, о которой бросали жребий и которую разделили воины. А также часть Ризы хранилась в киевском Софийском соборе, две части — в Санкт-Петербурге (одна — в церкви Спаса Нерукотворенного Образа, находящейся в Зимнем дворце, другая — в соборном храме Петропавловской крепости). В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике научным сотрудником Еленой Бурдаковой. В 2004 году она была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года она находится в Храме Христа Спасителя.
Часть Ризы Господней в храме Христа Спасителя в Москве.
3) И именно о Трирском нешвенном Хитоне Господа в Евангелии от Иоанна сказано «...хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу (воины): не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины». (Ин. 19, 23-24).
Таким образом, Хитон Спасителя в Трире - это только одна из одежд Господа, которые делили между собой воины на Голгофе.
В 1891 году исследованием Хитона занимался профессор Виллемс. Опытные специалисты изучали его также в семидесятых годах прошлого столетия. По словам хранителя Хитона профессора Франца Ронига, исследовать самую древнюю часть святыни, плотно обшитую в естественный тканый ковчег, очень трудно. Тем не менее многие факты, в том числе и исторического порядка, говорят о Хитоне в граде Трире как о подлинной одежде Господа Иисуса Христа, которая была на Нем во время Страстей Господних.
Хитон Господень в Трире
Согласно Трирской хронике XII века, этот Хитон Господень первоначально был найден царицей Еленой в Палестине, перенесен в Трир и в 328 году положен в алтаре Кафедрального Трирского собора во имя апостола Петра.
А в пятом веке вся Западная Европа переживает нашествие варварских народов и вероятно поэтому святыню надежно прячут и даже на долгие годы устанавливается традиция на Западе хранить все святыни закрытыми, как, например, и мощи Свт. Николая в Бари, и Туринскую плащаницу.
Но в 1512 г. в Трир совершает паломничество император Священной Римской империи Максимилиан и по его настойчивой просьбе святыню открывают и торжественно выставляют для всеобщего поклонения.
Это событие становится известным всей Европе. С тех пор святой Хитон Господа нечасто, но все же открывают и к нему, как к Туринской Плащанице и другим святыням Страстей Господних, совершается так называемое Высокое Паломничество - паломничество, которое по традиции совершается только несколько раз в 100 лет. В 1810 году перед святыней молилось 200 000 паломников, в 1844 году больше миллиона, а в 1933 году больше двух миллионов человек. Последний раз ее открывали в 1996 году.
К святыням города Трира совершаются регулярные паломничества не только западными христианами, но и православными из России. Начало этому положил митрополит Никодим (Ротов), который в 1973 году посетил город Трир и молился у Хитона Господа. Сейчас, когда границы открыты, большое количество молящихся приезжает в город Трир в паломничество и на молитву. Паломники останавливаются в отеле Св. апостола Фомы, в помещении которого созидается домовой храм православной общины города Трира. Теперь паломничество к западным святыням начинается с Православной Литургии. Паломники поклоняются мощам св. царицы Елены, св. апостола Матфия, мученикам знаменитого Фивейского легиона, и Хитону Господню, подходят к капелле, где он сохраняется, молятся, стоя у врат.
И в 2012 году к Хитону Господа, находящемуся в городе Трире в Германии, тоже должно состояться Высокое паломничество, после которого только спустя 26 лет мы сможем снова прикоснуться к этой одной из Великих Святынь...
___________________________
* См. Псалом 21, стих 19; по церковно-славянски он звучит так - "Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий", в русском же переводе - "делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий". Это одно из ветхозаветных пророчеств о крестных страданиях Спасителя. (Прим. О.Д.)
Источники:
Читайте так же:
Назад к списку