Священник Феодор Людоговский, Ольга Седакова. «Радуйся, живоносный Кресте»: Рай и битва

Центр св. Климента

В стихире Крестопоклонной недели «Радуйся, живоносный Кресте» два ряда образов: райский и военный. Они несут два контрастных смысла: уже обретенного вечного блаженства – и битвы, которая еще не кончена. Комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.


Распятие. Мозаика конхи апсиды
базилики Сан-Клементе в Риме.
XII в.
В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную –
на великой вечерне, 2-я стихира на Господи воззвах.
 
 
Радуйся живоносный Кресте,
Церкве красный раю,
древо нетления, прозябшее нам
вечныя славы наслаждение:
имже бесовстии отгоняются полцы,
и ангельстии свеселятся чинове,
и совокупления верных празднуют.
Оружие непобедимое,
утверждение нерушимое, верных победо,
священников похвало,
Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути,
и велию милость.
 
Греческий текст
 
Χαίροις ὁ ζωηφόρος Σταυρός,
τῆς Ἐκκλησίας ὁ ὡραῖος παράδεισος
τὸ ξύλον τῆς ἀφθαρσίας τὸ ἐξανθῆσαν ἡμῖν
αἰωνίου δόξης τὴν ἀπόλαυσιν,
δι' οὗ τῶν δαιμόνων ἀποδιώκονται φάλαγγες
καὶ τῶν Ἀγγέλων συνευφραίνονται τάγματα,
καὶ συστήματα τῶν πιστῶν ἑορτάζουσιν,
ὅπλον ἀκαταγώνιστον
κραταίωμα ἄρρηκτον τῶν Βασιλέων τὸ νῖκος
τῶν Ἱερέων τὸ καύχημα,
Χριστοῦ νῦν τὰ πάθη καὶ ἡμῖν δίδου προφθάσαι,
καὶ τὴν Ἀνάστασιν.
 
Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
 
Радуйся, живоносный Крест,
Церкви прекрасный рай, древо нетления,
произрастившее нам вечной славы наслаждение;
Тобою бесовские полчища отгоняются,
и веселятся Ангелов воинства,
и собрания верных празднуют.
Оружие непобедимое, твердыня нерушимая,
царей победа, священников похвала, –
ныне даруй и нам достигнуть
Христовых страстей и воскресения.
 
Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ: Через Крест – к Пасхе
 
Великий пост длится шесть недель (седьмая неделя – Страстная – это, по сути, уже предпразднство Пасхи). В начале поста многие христиане усердно молятся, выстаивают продолжительные службы, проявляют строгое воздержание относительно пищи. Но 40 дней – немалый срок, и через две-три недели наступает утомление, нередко хочется расслабиться, дать себе поблажку. И в этот момент Церковь напоминает нам о Кресте, о смерти Христа — но — и о Его победе, о Воскресении. Это важное напоминание, поскольку Великий пост – это не замкнутая на себя аскеза, а наш путь к Пасхе через пустыню собственных страстей. И посреди этой пустыни мы видим Крест Господень – как источник живительной воды.
 
Ольга Седакова: Крест: бесам – поражение, ангелам — радость, верующим – праздник.
 
Радуйся, живоносный Крест, 
Церкви процветший1 рай, 
древо бессмертия, произрастившее нам 
вечной славы наслаждение; 

Тобою отгоняются бесовские полчища, 
и ангельские веселятся воинства, 
и собрания верных празднуют.

Броня непобедимая, твердыня нерушимая, 
христиан
2 победа, священников слава, –

ныне даруй и нам достигнуть Христовых страстей
и великой милости
3.
 
SUB SPECIE POETICAE
 
— Эта стихира, хвалебное песнопение Кресту, несет в себе все черты хвалебной литургической поэзии, о которых мы писали в связи со стихирой «Совет превечный». Это такой же великолепный «словесный венок». Он тоже построен в форме приветствия («Радуйся»). В отличие от «Совета превечного», это песнопение заканчивается молитвой-просьбой. 
 
Кресту посвящено множество песнопений и молитв. Литургические песнопения не устают славить Крест Христов как центр мироздания и центр духовной жизни христиан, связывая его с новыми и новыми образами и символами.
 
В нашей стихире два ряда образов: райский и военный. Они несут два контрастных смысла: уже обретенного вечного блаженства – и битвы, которая еще не кончена.
 
Первые четыре стиха уподобляют Крест, орудие позорной казни, Раю и Древу Жизни в Раю. Образ Креста как Рая (возвращенного Рая, Нового Рая) – древнейшая тема христианской мысли. Ее воплощает изумительная мозаика в древнем римском храме Св. Климента, где была утверждена славянская литургия4. Рай в нашей стихире предстает в традиционном образе сада, цветущих деревьев, сладостных плодов. Но прежде всего – это область Жизни (вечной жизни, бессмертия), того, что принес в мир Христос: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин.10, 10). С изгнанием из Рая в мир вошла смерть. Крест именуется «живоносным», несущим жизнь: это та смерть, которая попрала смерть («смертию смерть попра»). На Кресте Христос обещает разбойнику: «Говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк.23, 43). Крест именуется Древом Жизни – тем древом, от которого Адам в «первом Раю» не вкусил. Эта бессмертная, нетленная Жизнь есть одновременно Слава.
 
Три срединных стиха вносят новую тему: действенность Креста. Она тройственная. Для бесов – это поражение, для ангелов — радость, для верующих – праздник. Интересно, что все три мира описываются тут как собрания: у бесов это «полчища» (т.е. беспорядочные множества); у ангелов – «воинства», стройно организованные ряды, «чины»; у верующих – «собрания», иначе говоря – «церкви». В практике благочестия Крест, его начертание и крестное знамение – самое сильное орудие против нечистой силы.
 
Два следующие стиха говорят об этой бранной силе Креста, уподобляя его надежной броне (славянское «оружие» — доспехи, щит) и нерушимой крепости. Косвенно это открывает характер «невидимой брани»: это не открытая великая битва Добра и Зла, некий Армаггедон, и тем более не завоевательный поход, а оборонительная война против врага, который постоянно нападает извне, снаружи.
 
Кончается собственно хвалебная песнь Кресту темой победы и прославления в земной (цари) и духовной (священники) брани.
 
Завершает хвалу прошение, которое вписывает прославление Креста, Поклонение ему в богослужебное время: это просьба в середине Великого Поста о том, чтобы нам было дано достичь его конца, Страстной и Воскресения.
 
____________________________________
Примечания:

1 Многозначное славянское «красный» передает здесь ὡραῖος , зрелый, в цвету.
2 В греческом «царей». Тема Креста часто связывается в песнопениях с темой земного православного царя. Источник этого, вероятно, - видение Императора Константина («In hoc signo vinces» «Сим победиши», знамение Креста в небе во время бивы), с которого началась новая эпоха христианства, конец гонений и постепенное превращение христианства в государственную религию. Крест стал пониматься как опора христианского государства («жительства»), его властей и народа.
3 В греческом – Воскресения. 
4 См. об этом мою работу «Рай: тема христианской мысли» - Православие и мир, 17 марта 2013

 

 


Назад к списку