Слово на Евангелие от Луки, гл. 20, стихи 20-27:
20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
После того, как книжники и фарисеи поняли, что притча о злых виноградарях относится к ним, то стали искать, как погубить Иисуса Христа. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: «Учитель! Мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?» Он же, уразумев лукавство их, сказал им: «Что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись?» Они отвечали: «Кесаревы». Он сказал им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». И не могли уловить Его в слове пред народом и, удивившись ответу Его, замолчали (Лк. 20:20–27).
Он им мешал,– Он затмевал их славу, их авторитет. Они не остановились даже перед предательством. А знаете вы, как гнусно предательство? Имя Иуды, предавшего Иисуса Христа, стало нарицательным, но тем не менее во все времена мы видим множество предателей. Были они и в апостольские времена, когда святой Павел писал епископу Тимофею: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся (2 Тим. 3:1–5).
Святой апостол говорит, что в последние времена люди будут более сластолюбивы, нежели боголюбивы, будут притворно благочестивы. И среди нас есть такие, кто носит личину благочестия, притворяется боголюбивым,– значит, апостол говорит и о них. Есть полные греха старухи, которые отравляют жизнь своих невесток, доводят их до бегства из дома,– только бы не слышать злой свекрови, которая, к стыду нашему, ходит в церковь.
Есть в наше время и предатели. На себе я испытал предательство дважды. Но в сегодняшнем евангельском чтении речь идет не столько о предательстве, сколько о притворстве.
Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый |
Во времена иконоборчества при Константине Копрониме жил чрезвычайно стойкий борец за иконопочитание святой Стефан Новый[1]. Стефан Новый был страшен для Копронима, как твердый защитник Православия. Копроним прилагал все силы, чтобы совратить его на путь иконоборства, но успел нисколько. Тогда он решил использовать предательство. В обитель, где жил святой Стефан, послал он юношу по имени Георгий, чтобы тот притворился благочестивым и просил постричь его в монахи. Георгий удивительно ловко и тонко носил маску благочестия и обманул даже самого Стефана, и святой постриг его в монахи. Тогда Георгий ушел из монастыря и исполнил повеление Копронима: он сказал, что Стефан постриг его насильно. Это было поводом к тому, чтобы послать войско и разрушить до основания монастырь, где жил святой Стефан, а его самого бросить в темницу и предать жестокой мучительной смерти.
Это образец притворства и предательства. Среди вас предательства нет, но притворства и лукавства немало. Лукавство считается очень распространенным женским пороком. Женщины притворяются лучшими, чем есть на самом деле, лгут и лукавят, чтобы заманить в свои сети мужчин. К сожалению, так ведут себя и некоторые христианки. Убойтесь же лукавства и притворства, чтобы не оказаться подобными лукавым людям, подосланным с гнусной целью предательства к Господу, чтобы уловить Его в свои злые сети.
При жизни Господа евреи были подчинены римлянам и должны были платить им дань. Находились среди израильтян люди, бунтовавшие против римлян и подстрекавшие народ не платить подать. Таким был некий Иуда, который увел в пустыню четыреста вооруженных людей. Было много и таких, которые тайком подговаривали что не следует платить подать кесарю. Именно поэтому первосвященники, книжники и фарисеи составили свой предательский план. Они придумали задать Господу такой вопрос, из которого не было бы никакого выхода. Ибо, если спросят, должно ли платить подать кесарю, и Он ответит, что должно, то они возмутят народ, обвинят Его в том, что Он желает подчинения народа власти римлян, что Он лишен патриотизма, что не любит Своего народа. А если скажет, что не должно, то донесут Пилату, правителю Иудеи, который предаст Его смертной казни как опасного бунтовщика, восстанавливающего народ против владычества кесаря.
Казалось бы, что план придуман тонко и хитро, что Иисусу Христу ответить нечего. Но Господь ответил на этот лукавый вопрос такой глубокой мудростью, которая недоступна простому человеческому уму. Он сказал: «Подайте Мне динарий. Посмотрите, чье изображение на нем?» Говорят: «Кесарево».– «Ну, так отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Этот ответ был так поразителен по своей простоте и премудрости, что злые предатели, старавшиеся уловить Господа, сразу умолкли.
Своим ответом Господь велит нам находиться в подчинении мирской власти, исполнять все законные повеления правительства, чтобы мы отдавали кесарево кесарю. Мы должны до смерти быть верными Богу, а во всем, что не противно требованиям благочестия, что не является изменой Христу, должны быть покорны власть предержащим. Так наставляет нас апостол Павел: Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго (Евр. 3:12).
Так живите и помните это, да не грешит никто из вас не только предательством, но даже и тем, чему придаете мало значения, – лукавством и притворством. Аминь.
12 декабря 1947 года
[1] Память святого преподобномученика и исповедника Стефана Нового († 767) Церковь празднует 28 ноября/ декабря.