С благодарностью принимай все, что посылает Господь

Слово на Евангелие от Луки, гл. 17, стихи 11-19

11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.  
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали  
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. 
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.  
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. 
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? 
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. 

 


Исцеление прокажённых
Четвероевангелие из Гелати. XII век.

На каждом благодарственном молебне в назидание нам читается Евангелие, где говорится об изцелении Иисусом Христом десяти прокаженных и о том, как неблагодарны оказались девять из них (см. Лк. 17:11-19).

Чудо, совершенное Господом, было величайшем благодеянием для несчастных прокаженных, ибо эта болезнь  – одна из самых страшных и очень заразных. От нее люди умирают, заживо сгнивая, и потому в древнее время прокаженных изгоняли из городов и селений, они не смели близко подходить к людям и издали просили милостыню. И ныне несчастных прокаженных изолируют в отдаленные лепрозории, где они остаются до самой смерти.

Итак, исцеление от Господа получили десять прокаженных, но только один, самарянин, возвратился к Иисусу Христу, поклонился Ему в ноги и слезно благодарил. Заметьте, это был не иудей, а самарянин, чуждый народу израильскому.

И я, прожив долгую жизнь, с горечью убедился в том, что многие из людей, чуждых христианскому миру, гораздо более благодарны за мои врачебные исцеления, чем русские и даже православные.

Тяжело было и Иисусу Христу видеть неблагодарность иудеев. Но Господь только тихо и кротко укорил их вопросом: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И обратился к благодарившему Его самарянину: Встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17:17-19), воздав за его веру спасение вечное.

А мы, люди нынешнего века, не так ли, не гораздо ли даже больше повинны пред Богом в неблагодарности? Я смею сказать, что если в то древнее время нашелся один благодарный из десяти, то в наше едва ли найдется один из тысячи. Ибо это одна из наших тяжких духовных язв.  За что так оскорблять Господа Иисуса Христа, Который Свою Божественную Кровь пролил за нас на Кресте,  Который Тело Свое пречистое отдал нам в снедь для спасения нашего?

Древний пророк Иеремия говорил о неблагодарности такими сильными словами, какими умели говорить только пророки: Внемлите вы слову Господню: «Был ли Я пустынею для Израиля? Был Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: "Мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе (Иер. 2:31). Не придем: Ты не нужен нам, благодарить не будем, устроим сами жизнь свою как нам хочется, закон Твой нам уже ни к чему, уходи со Своим законом"».

А святой Исаия пророчествовал: Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева повернулись назад (Ис. 1:2–4).

Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою. А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для  Меня (Ис. 43:20-22). Новый народ изберет Себе Бог, более достойный, чем народ, не чтущий Его. Этот верный народ избрал Он Себе, а неверных и неблагодарных отверг.

В пример для подражания, к нашему величайшему стыду, приводит нам Сам Господь устами пророка вола с ослом, знающих своего владельца, шакала со страусом, которые благодарны за то, что Бог дает им воду и пищу в пустыне.

Из Послания апостола Павла к Тимофею знаем, что по мере приближения времени Страшного Суда, все более дурными будут становиться люди во всех отношениях: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы (2 Тим. 3:1–4). Страшно сказать, но немало среди нас и вокруг нас таких людей, а так быть не должно.

Откуда же неблагодарность в людях, в чем ее корни, что питает ее? Подумайте, кто благодарен и кто нет? Не знаете ли вы, что всякий убогий, больной, ничего не имеющий, беззащитный и беспомощный кланяется вам низко и благодарит даже за малое подаяние, которое творите ему? Такие всегда благодарны, потому что в страданиях своих стали смиренными, а корень благодарности именно в смирении.

А кто неблагодарен? Человек богатый, власть имущий, занимающий высокое положение в обществе, всегда настроен так, что он выше всех других, а потому все низшие должны служить ему. Всякие благодеяния, оказываемые ему, он считает за должное. Такие гордые, превозносящиеся над всеми люди страдают тяжким грехом неблагодарности; более того, лишенные смирения считают, что они должны иметь гораздо больше и выше стоять. Здесь речь о благодарности даже не заходит.

Об этом так говорит святитель Василий Великий: «Ныне многие впадают в порок людей злонравных, не уважая того, что у них есть, и желая того, чего нет. Ибо, не думая о тех, которые их ниже, не изъявляют благодарности Благодетелю за то, что имеют. Напротив того, при сравнении с тем, кто выше их, высчитывают, чего у них недостает, и, не имея принадлежащего другим, печалятся и ропщут, как если бы лишились своей собственности. Раб негодует на то, что он не свободен; воспитанный на свободе – что не высокого происхождения; знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что он не правитель городов и народов; военачальник – что не царствует; царь – что не обладает всей вселенной, но что есть еще народы, не подклонившиеся под его скипетр. Из всего же этого выходит то, что Благодетель ни за что не получает благодарности».

Вот где корни неблагодарности – в человеческой ненасытности. А разве мало получаем мы от Бога? Неизмеримо больше животных, живущих в пустыне! Нас Бог почтил разумом, которого не имеют скоты; нам дал Свой закон, указывающий путь жизни. Для нас произрастают плоды земные, нам дает все нужные злаки земля. Нам Он всем содействует, во всем помогает. На нас светит солнце, на нас идет дождь, изливаясь одинаково на добрых и на злых. Но что еще безгранично больше и важнее, то, что Бог не пожалел даже Сына Своего Единородного послать на землю чтобы распяли Его на Кресте, чтобы уничижали и оскорбляли Его. А нам все мало! Мы все ропщем. О, страшное наше окаянство!

Еще древний мудрец Иисус, сын Сирахов, сказал: Все, что ни приключится тебе, принимай охотно и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив (Сир. 2:4). Все наши скорби и горести посылаются нам от Бога для нашего же спасения, ими ведет Он нас ко благу, а от нас требует, чтобы мы все, посылаемое от Него, принимали не только безропотно, без хулы на Его святую волю, а с благодарностью. Даже когда Бог отнимает у нас наших ближних – отца и мать, братьев и сестер, детей наших,– и тогда должны смиренно склонить голову свою перед Его волей, всегда благой, всегда спасительной, и за все, даже за самое тяжелое, благодарить Его.

Знайте и помните, что благодарность Богу, возносимая нами в молитве, вместе с покаянием, приносимым Ему, глубоко, в самом корне изменяет сердце наше. Если мы всегда благодарны, исповедуем грехи свои, то душевный наш взор постепенно просветляется, мы учимся следить за собой, получаем способность замечать в своем сердце то, чего не видят люди нравственно распущенные, люди душевные, а не духовные. Полное очищение сердца и благодарность наша Богу дает нам великую Божию благодать.

Вот почему апостол Павел, обращаясь к колоссянам, говорит: Все, что вы делаете словом ли делом, все делайте во имя Господа нашего Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога Отца (Кол. 3:17).

Будем же поэтому всегда благодарными, будем помнить слова псалма Давидова: Что воздам Господу за все благодеяния Его мне (Пс. 115:3)? Эти святые слова да будут начертаны горящими буквами на сердцах наших! Всегда повторяйте: «Что воздам я, несчастный и погибающий, Господу моему, так много воздавшему мне?» Аминь.

17 декабря 1950 года

 

Назад к списку


Назад к списку