Слово архиепископа Луки, произнесенное 12 августа 1956 года в Алуштинской церкви после литургии.
Жизнь всех тех блаженных людей, которые всем сердцем возлюбили Господа нашего Иисуса Христа и неуклонно идут за Ним тесным и тернистым путем, который начинается узкими вратами - жизнь этих блаженных полна борьбы. Какой борьбы? Не борьбы с плотью и кровью, а с гораздо более тяжелой борьбы – с духами злобы поднебесными. Блаженны, яко прейдут эту тяжкую, тяжкую непрестанную борьбу.
[Борьба] с духами злобы поднебесными – это гораздо более тяжкая борьба. Блаженны они, кто ведут эту борьбу. И какими слезами оплачем мы тех, кто не верует…, которые ничего не хотят знать об этой борьбе, о духах злобы поднебесных, которые смеются над верой нашей в нечистых духов? Какими слезами оплачем их? И да, конечно - для бесов, для самого дьявола в высшей степени выгодно, чтобы в них не верили, чтобы никогда о них не думали, чтобы никогда не ощущали близости их, ибо скрытный, неведомый враг гораздо опаснее врага видимого.
Послушайте, как говорит святый апостол Павел об этих духах злобы поднебесных, о борьбе с ними:
«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных»[1].
О, как огромна эта окаянная армия бесовская! О, как неизмерима их черная толпа! - неуклонно, неустанно, день и ночь стремящаяся к тому, чтобы нас, всех нас, верующих во имя Божие, совратить на путь неверия, совратить на путь зла и нечестия!
В одном гадаринском бесноватом был целый легион бесов!
Называется эта армия бесовская, называется страшным именем врагов Христовых, врагов Божиих. И эти враги Божии, бесчисленные, ставят своей единственной задачей, день и ночь заботятся о том, чтобы губить нас, чтобы толкать нас на путь зла, на путь неверия, на путь нечестия.
Как в сонме бесчисленном добрых и святых ангелов есть девять чинов: есть высшие чины - начала, власти, престолы, силы, господствия; есть более низкие чины - архангелов и ангелов; так и во всем воинстве духов злобы поднебесных тоже есть такие же высшие и низшие чины, тоже есть и начала и власти, о которых говорит святый Павел.
Эти высшие чины ведут борьбу с самыми твердыми, с самыми верными слугами Христовыми – со святыми, с праведными. И трудна, чрезвычайно трудна эта задача их, ибо именем Христовым отражают святые и праведные все нападения их.
Есть и бесы средней силы, которые воюют непрестанно с нами - с несовершенными, слабыми христианами. Борьба с ними очень тяжка, очень трудна, ибо ум этих ангелов сатаны неизмеримо превосходит наш человеческий ум, ибо не спят они и не едят, и все время жития своего посвящают только на злое дело погубления, совращения людей добрых.
Есть и мелкие бесы, задача которых не трудна, ибо они заняты только тем, чтобы все дальше и дальше подталкивать во тьму тех несчастных, которые больше возлюбили тьму, чем свет, неправду, чем правду.
Как же нам, обуреваемым такой напастью, как же нам, которых обступает такое воинство бесовское со всех сторон, как нам бороться с ним, где взять силы на борьбу с ним? Ответ на это дал нам святый Павел, его послушайте дальше:
«Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его, облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских»[2].
Не своими силами, не своим умом, не своим тщанием и стремлением к победе можем мы бороться и побеждать это окаянное черное, темное воинство, а только силой Божией, а только Его помощью, а сами мы бессильны.
И для того, чтобы мы хорошенько поняли это, сравнивает святый Павел нашу брань с воинством бесплотных сил, с той борьбой, с тем положением, в котором находились древние воины.
Он говорит, что должны мы препоясать чресла наши правдой подобно тому как воины в прежние древние времена сражений своих с врагами туго подпоясывали чресла свои, подобно тому, как всякий идущий в дальний путь, трудный и опасный путь, подпоясывает туго чресла свои. Кожаными поясами подпоясывались они. А нам нужны не кожаные пояса, а нам нужно совсем другое препоясание – препоясание чресл правдой, Божьей правдой, ибо только правдой можем мы победить всю неправду окаянного воинства бесовского. Только правдой! Ибо главное единственное оружие бесовского воинства против нас состоит в неправде, во лжи, которая составляет истинную их сущность, духовную сущность. Только тогда, когда будут чресла наши препоясаны святой Божьей правдой, только тогда, когда мы будем постоянно помнить о том, что не должны мы отдыхать, не должны останавливаться, не должны на пути своем мешкать, только тогда, когда будут чресла наши всегда и всюду туго препоясаны правдой Христовой, только тогда мы будем побеждать, побеждать окаянных, побеждать врагов Божиих и врагов наших. И прибавляет апостол святый, что это особенно нужно нам помнить в день злый, в день, когда зло, всяческое зло умножается и умножается вокруг нас.
И дальше говорит святый апостол, что надлежит нам облечься в броню, подобно тому, как прежние воины облекались в броню металлическую, железную и медную, в кольчуги облачались для защиты от ран, так надлежит и нам облечься в броню, но в иную, совсем иную броню, ибо никакая медная и железная броня не страшна для духов злобы поднебесных, могут они свободно ранить нас, заключенных в такую броню. Иная броня нужна нам – броня правды. Нам нужно чтобы тела наши облекались святой и чистой Божьей правдой, а не кольчугой металлической. А правду эту можем мы стяжать только неустанным соблюдением заповедей Христовых, неустанной молитвой. И только за эту неустанную работу Богу получим мы броню правды.
И дальше говорит апостол, что ноги бренных воинов были защищены металлическими латами. Нужны ли нам эти латы? Нужно ли железо иметь для того, чтобы ноги наши были защищены от козней вражеских? Нет, нет, совершенно не нужны! Ибо если ноги наши будут всегда направлены на путь мира, если всю быстроту ног наших мы будем использовать на то, чтобы благовествовать везде и всюду мир, если заслужим того, чтобы к ногам нашим относилось блаженное слово великого апостола Павла «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое»[3]. И если будут так прекрасны наши ноги, и если будут они спешить всегда туда, где нужна наша помощь, помощь несчастным, больным, увечным, беспомощным людям, если будем мы всегда спешить на совет праведных и подальше уходить от совета нечестивых, тогда никакие металлические латы нам не нужны будут, тогда ноги наши будут защищены силой Божией и никакое зло их не коснется.
И дальше говорит апостол: возьмите щит веры, которым можете угасить все разжженные стрелы лукаваго. Медный щит, тяжелый большой щит был главной защитой для древнего воина. А нам нужен ли такой щит, защитит ли он нас от разжженных адским пламенем стрел врагов наших и врагов Божиих? Конечно, нет, конечно, ничто для них медный щит! У нас есть другой щит, неизмеримо более крепкий - щит веры, веры нашей, веры в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо если всем сердцем будем веровать в Него, если будем неуклонно творить заповеди Его, то всегда будет пребывать Он с нами и будем мы друзьями Его по святому слову Его, и вера в Него защитит нас неизмеримо больше, чем всякий тяжелый медный щит.
И дальше говорит святый апостол, чтобы мы покрыли, подобно воинам древним головы свои шлемами. Какими шлемами? – конечно не медными, ибо они ничто против силы вражеской. Не медными, не медными, говорю я вам, а совсем другими шлемами. Какими? Шлемами глубокой веры в Господа нашего Иисуса Христа, глубокой любви к Нему, ибо сказал Он Сам пречистыми устами Своими нам: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем»[4]. Господи, Господи! Какая нам нужна еще защита, если Ты будешь пребывать с нами, в нас, в умах и сердцах наших, если будешь защищать развращение умов и сердец наших Своим постоянным присутствием в нас, в умах и сердцах наших, какая еще нам нужна ... ну конечно … конечно исчерпывающая мудрость.
И если так будем защищены, то останется нам только взять в свои руки обоюдоострый меч. Как брали его в руки древними воинами. Послушайте же теперь, что говорил святый Павел об этом мече обоюдоостром:
«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные»[5].
Так вот какой меч нам нужен! Меч слова Божия, перед которым трепещут все бесы и сам дьявол, ибо словом Божиим побеждаются все они, окаянные. Если будем мы всегда владеть этим святым и сильнейшим оружием – оружием слова Божия, то никакие враги нам не страшны. Ибо все они побеждены уже давно распятием Христовым, ибо стерта глава древнего змия диавола подножием страшного Креста Голгофского.
Помните же, помните все вы, братия и сестры мои, что своими силами не можем мы воевать с духами злобы поднебесными, помните, что все наши надежды должны мы возлагать только на помощь Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Который подножием своего страшного Креста стер главу древнего змия. Аминь.