По материалам сайта ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПОРТАЛ
Сила молитвы у памятника Святителю Луке
«Человеческий дух не знает более действенного, более чистого утешения, чем молитва… Настоящая молитва... Может изливаться и в связанных словах, но она может и не найти их, и молящийся будет вместе с Андреем Юродивым восклицать в слезах: «Господи! Господи! Господи!!!..» И это единое, сердцем насыщенное слово будет весить более чем множество душевно-полупустых слов».
Иван Ильин
Памятник архиепископу Луке в Тамбове |
Сафонов Виктор Никитович |
Силою благодати Божия, ещё во временней жизни приял еси дар,
святой Луко, недуги целити, да вси, усердно притекающие к тебе,
исцеления недугов телесных и паче душевных сподоблются. . .
(Кондак 3, Акафист святителю)
Сафонов Виктор Никитович, генерал-майор в отставке, ветеран органов безопасности России; в настоящее время помощник главы города Тамбова; награждён орденом Красной Звезды, двенадцатью медалями, кавалер орденов Русской православной церкви - Святого благоверного князя Даниила Московского и преподобного Серафима Саровского; автор книги «Тамбовский мартиролог»:
- О Луке я услышал впервые, ещё работая на Ставрополье, но услышал о нём не как о святителе и иерархе Русской православной церкви, а как о хирурге высокой квалификации, докторе медицинских наук. У меня был товарищ Качкаров Михаил, практикующий хирург, кандидат медицинских наук. Он работал в Ставропольской областной больнице. Как-то раз захожу в госпиталь, он сидит, читает какую-то книгу. Я спрашиваю: «Что читаешь, беллетристика какая-то?». Он отвечает: «Нет, завтра у меня очень сложная операция, вот сижу, советуюсь с известной величиной по хирургии Войно-Ясенецким. Поп, а такую интересную книгу написал!». Был ещё 1975 год. Это говорит о значимости деятельности Войно-Ясенецкого, труды которого использовались практикующими специалистами спустя десятилетия после того, как книга была написана. Ближе познакомился, когда приехал в Тамбов, когда стал работать консультантом главы региона, когда познакомился с Владыкой Евгением. Он много говорил об Архиепископе Луке, восхищался этим святителем. Это позволило и мне больше узнать о Луке как о святителе. В дальнейшем я стал заниматься исследованием и сбором материалов по «мартирологу».
Архиепископ Лука со священством Тамбовской епархии. Фото с юбилейной выставки «Примите мою любовь» |
Что поражает меня в архиепископе Луке как в человеке, как в личности? Это его несгибаемая стойкость, убеждения. Я представляю: 1921 год, разгар борьбы с церковью. Войно-Ясенецкий ведь не был забитым деревенским простаком, это мощный интеллект; он понимал, чем может грозить ему священнический удел. Он встал на этот путь тогда, когда священнослужители очень высокого сана уходили в обновленчество, а кто-то и вообще отступал. А он в самый тяжёлый момент для православия, для церкви идёт в церковь служить. А когда пошёл вал репрессий, многие на допросах отказывались и от церкви в том числе, а Лука от правды своей не отступал. Мёрз, голодал, что только по жизни не приключалось, он вел себя с достоинством и иерарха, и с достоинством известного врача; ни перед кем не пресмыкался. И просил лишь единожды, когда на всю страну обвалилось горе - Великая Отечественная война - Войно-Ясенецкий как хирург понял, сколько жизней могло быть сохранено и спасено.
По этой причине он посылает на имя М. И. Калинина телеграмму. «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по статье в посёлке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку».
Для себя «враг народа» ничего не выговаривал. В этом удивительная цельность выдающейся личности. Если бы одно из направлений его бытия превалировало, такого могучего уважения могло и не возникнуть. Я как бывший партийный работник могу представить, как шокировало тамбовскую власть появление в те годы в президиуме человека в рясе. А владыка именно так и появился, не мимикрируя, а высоко держа голову и уважая свой сан.
Мемориальная доска на здании городской больницы имени Святителя Луки |
Когда сооружали памятник архиепископу Луке в Тамбове, мы с Владыкой Евгением приехали на производимые работы и встретились с автором скульптуры - врачом Юсуповым и тогдашним руководителем второй городской больницы Яковом Фарбером, архиерей произнёс следующую фразу: «Разве можно было когда-либо представить себе, что над памятником иерарху Русской православной церкви будут работать представители сразу трёх религиозных конфессий: христианской, иудейской и мусульманской». Такова дань людского уважения к Святителю Луке.
Архиепископ Лука первым поставил вопрос об освобождении многих тамбовских храмов, зная, что это необходимо для сохранения народа. Тысячу лет русский народ стоял в вере. Вместо разрушения и конфронтации с церковью следует искать в церкви поддержку - такова была незыблемая уверенность святителя Луки, это подтверждается нашей современной жизнью, всё возвращается на круги своя. На таких подвижниках, как Святитель Лука, и держится вера православная, духовный стержень нации и государства Российского. И ещё неизвестно, что более значимо на весах бытия, - святительское духовное или медицинское служение.
Покровский храм города Тамбова |
Протоирей Иоанн (Кубинец), священник Покровского храма города Тамбова, в котором Владыка Лука служил в годы Великой Отечественной войны:
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) полностью соответствовал мудрому евангельскому изречению. Будучи архиереем Церкви Божией он личным примером христианского благочестия свидетельствовал о Христе. Прекрасный служитель, проповедник и исповедник, он открыто, не боясь преследования, нёс Слово Божие. Совершая богослужения благоговейно и чинно, со слезами на глазах он собирал полные храмы людей. А когда не совершал службу, то принимал посетителей, утешая, наставляя и очень часто поддерживая материально нуждающихся. Получив Сталинскую премию в 200 тысяч рублей, 130 тысяч отдал вдовам фронтовиков, а остальную часть потратил на восстановление храмов, не оставив себе ничего. Служа на Тамбовской кафедре, Святитель Божий старался открывать храмы, обучать духовенство, требуя строгого исполнения своих обязанностей. Современница Владыки тамбовчанка Ольга Васильевна Зимина так рассказывала мне об Архиепископе Луке: «В церкви мы с владыкой, проливая слёзы, молились, потом он возвращался в свой домик, где проживал, мы же его провожали. Архиепископ Лука - это большая глыба, которую невозможно сдвинуть с пути православия. В Тамбове Владыка в Храме Покрова Богородицы открыл верхний придел и нижний - в честь Серафима Саровского. Огромную долю Архиерей уделял лечению солдат эвакогоспиталей. По свидетельству современников Владыка исцелял раненых и страждущих не только как хирург, но и молитвой - как святитель Божий. Время неумолимо: уже ушли в мир иной современники Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, а память о человеке, хирурге и святителе Луке будет вечно жить в сердцах тамбовчан. Будучи строг к себе, он не позволял никаких вольностей в поведении духовенства: сочувствие, сострадание, терпение, внутренняя дисциплина, ответственность, самопожертвование, целеустремлённость и удивительная целостность натуры - основа основ бытия великого молитвенника и печальника о земле тамбовской. Святителю отче Лука, моли Бога о нас».
Вера Михайловна Быстрова - библиотекарь, слушатель православного абонемента «Лучшие фильмы международного Сретенского православного кинофестиваля». После просмотра фильма Николая Раужина «Врачеватель (Архиепископ Лука)» поделилась впечатлениями:
- Мне посчастливилось жить недалеко от памятника святителю Луке, который находится на территории поликлиники № 2 города Тамбова, носящей его имя. В любое время года у памятника лежат живые цветы, медработники и жители близлежащих домов ухаживают за ним.
Проходящие мимо врачи, больные, старики и молодёжь останавливаются, кланяются и крестятся великому святому хирургу, просят помощи в недугах. Святая благодать, сила и мощь исходят от монумента Архиепископу Луке.
Как-то у меня сильно поднялось давление, еле дошла до поликлиники, посидела у памятника, помолилась, а когда врач измерил давление, оно было в норме. Вот так!
Автор: Ирина Теплякова, член Союза журналистов России